Детям грудного возраста массаж необходим. Его полезные оздоровительные и общеукрепляющие свойства можно многократно усилить, регулярно дополняя процедуру физическими упражнениями.
Казалось бы, какая может быть физкультура: ведь ребенок и без нее интенсивно развивается, набирает вес, процессы обмена веществ в детском организме протекают стремительно. Однако нельзя забывать о том, что пищеварительная, нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы в этом возрасте еще очень несовершенны. Физические упражнения, подобранные в соответствии с физиологическими возможностями ребенка, будут не только способствовать гармоничному развитию всех систем организма, но и помогут избежать таких заболеваний, как гипотрофия, анемия, рахит.
В первые месяцы жизни малыша активно работают так называемые физиологические автоматизмы или врожденные рефлексы. Упражнения, базирующиеся на них, просты и очень полезны для нормализации мышечного тонуса ребенка, развития мускулатуры и многих структур центральной нервной системы. Такая гимнастика получила название рефлекторной и рекомендуется специалистами для детей в возрасте до трех месяцев.
Упражнение 1.
Самое простое упражнение, которое грудничок может выполнять уже с первых дней жизни – выкладывание на живот. Защитный рефлекс заставит его сразу же повернуть голову набок: в таком положении легче дышать. Спустя несколько дней, малыш начнет поднимать голову и даже удерживать ее. Сначала сделать это будет удаваться не надолго: ребенок сможет удерживать голову лишь несколько секунд. Но, укрепляясь с каждым днем, мышцы шеи, спины и позвоночник уже через месяц позволят малышу держать голову довольно продолжительное время.
Выкладывать грудничка на живот специалисты советуют как можно чаще, не только во время массажа спины.
Упражнение 2.
Только до четырехмесячного возраста у малыша сохраняется так называемый рефлекс Галанта. Он состоит в том, что новорожденный ребенок дугой изгибает спинку в ответ на прикосновение к ней в определенной области.
В рефлекторной гимнастике для грудничков есть упражнение, основанное на этом свойстве организма. Лежащего на боку малыша нужно аккуратно придерживать за ножки одной рукой, а двумя пальцами второй руки легко нажимая проводить вдоль позвоночника, отступив от него в обе стороны по полтора сантиметра. Движение следует проводить от области крестца к шее. Сила нажима при этом должна быть легкой. Ее можно усиливать, но так, чтобы у ребенка это не вызвало негативной реакции.
Значение упражнения заключается в развитии гибкости позвоночника и укреплении мышц спины,
Однако есть одно очень важное правило: занимаясь с малышом гимнастикой, нельзя проводить рукой непосредственно по линии позвоночника. В этом случае включается иной рефлекс – рефлекс Переза. Он тоже заставляет сгибать руки, ноги и спину, но обычно вызывает эмоционально негативную реакцию ребенка: крик, плач и даже отхождение стула.
Специалисты, оценивая развитие нервной системы грудничков, проверяют работу и этого рефлекса, но для проведения гимнастики с малышом он не годится.
Упражнение 3.
Ребенка, лежащего на спине, нужно осторожно взять за голеностопный сустав и своей рукой, подушечкой ее большого пальца провести вдоль основания пальчиков малыша, по так называемой «подушечке» стопы. Ребенок отреагирует немедленным сгибанием пальцев ноги.
Если провести пальцем по внешнему краю ступни малыша от мизинца к пятке, он веером разогнет пальчики. В основе этого упражнения лежит врожденный рефлекс Бабинского (или подошвенный рефлекс), который также работает только в первые месяцы жизни ребенка.
Существует множество упражнений для новорожденных малышей, регулярное выполнение которых поможет родителям вырастить здорового ребенка. Практически все они основаны на врожденных рефлексах и не требуют каких-то особых навыков и умений. Нужны всего лишь наблюдательность и терпение, а еще – любовь, которой в сердце любого родителя – в избытке.
Павлова Вера
Последние комментарии