Иногда родители уверены, что в первые годы жизни ребенку для безопасности следует все запрещать. Они исповедуют философию: вырастет – разберется, что к чему, а пока все «нельзя»!
С самого рождения малыша окружают тысячи запретов. Игрушку с пола поднять «нельзя», поскольку, скорее всего, она попадет в детский ротик. Люстру потрогать «нельзя» — она может упасть или ударить током. Посмотреть мамину кастрюльку тоже «нельзя», ведь ребенок, по мнению взрослых, непременно ее уронит и обобьет эмаль. Главный лозунг такого поведения родителей: «Это не игрушка!».
На самом же деле малыш не играет, он исследует новые для него предметы. Запрещая ему трогать новую вещь, родители лишают его новой информации об окружающем мире, т.е. по сути дела тормозят его развитие.
Вместо того, чтобы кричать «нельзя» и отбирать очередную опасную на взгляд мамы «штуку», гораздо полезнее для ребенка будет, если родители позволят ему рассмотреть ее под их внимательным присмотром.
Пока малыш мал и лежит в кроватке, созерцая окружающую действительность, у мамы есть время для того, чтобы создать ему благоприятные для дальнейшего развития условия. На пару лет стоит убрать с глаз долой бьющиеся, тяжелые, хрупкие, ценные и т.д. предметы.
Когда малыш изучает мир, тянет ручки к интересным ему вещам, ползает по дому, обследуя все щели, квартира превращается в поле деятельности его пытливого любопытства. Ему все интересно: он хочет потрогать горячее, попробовать грязное, понюхать вредное и бросить хрупкое. Поэтому, для того чтобы не кричать постоянно «нельзя», «брось», «кака», нужно по возможности предупредить возникновение таких ситуаций.
То, что убрать невозможно, например, газовую плиту не спрячешь, следует держать под контролем. Однако не стоит при приближении малыша к опасному объекту на улице или дома немедленно выкрикивать злополучное слово «нельзя». В этом случае оно очень быстро потеряет свое табуированное значение, ребенок перестанет обращать на него внимание. Это может сыграть плохую службу в случае серьезной опасности: малыш привыкший, что мама постоянно кричит «нельзя», просто не обратит внимание на важный запрет.
Бросаться в другую крайность и совершенно исключать запреты из жизни ребенка не стоит, он должен знать значение слова «нельзя». Оно имеет право относиться к таким опасным для жизни вещам, как огонь, электричество, автотранспорт на улице и т.д. Со временем ребенок запомнит основные «нельзя» и войдет с этими знаниями во взрослую школьную жизнь.
В возрасте одного года, когда для маленького человечка все внове, даже обычные предметы быта и природные явления (лужи, дождь, снег) рассматриваются им как фантастические небывалые диковинки. Трогательный восторг малявки от обычной закаточной машинки никому не навредит, эту железную штуковину сложно сломать или разбить, а за тем, чтобы радостное чадо не стукнуло ею себе по лбу, легко проследить.
Оптимальной философией воспитания годовалого малыша будет формула: можно все, кроме того, что нельзя. При этом список запретов не должен постоянно расширяться. Если возникает ситуация, когда очень хочется сказать «нельзя», лучше обойти запрет дипломатическими уговорами, объяснениями или переключить внимание крохи. Например, хрустальный бокал, который привлек внимание малыша можно дать ему потрогать в своих руках. При этом следует объяснить его предназначение (для питья водички!) и ловко переключить внимание на другую посуду для питья, ту, которую ребенку можно дать посмотреть без опаски.
Каждая мама индивидуально решает, что можно, а что нельзя ее малышу. Она создает запреты в зависимости от ситуации, темперамента ребенка и своего характера. Однако слишком большое количество запретов оградит малыша от жизни, сделает его мир стерильно неинтересным.
Анастасия Ильченко
Последние комментарии