Рефлексы новорожденного

Рефлексы новорожденногоЕсли помните, на уроках биологии в школе нам рассказывали, что человеческие рефлексы делятся на две большие группы: условные и безусловные рефлексы. Условные рефлексы являются приобретенными, выработанными в процессе жизненного опыта, а безусловные – это те, которые мы наследуем от наших предков. Безусловные рефлексы у человека проявляются как неизменная реакция организма на любые окружающие его раздражители. Они служат человеку для лучшей приспособляемости к неизменным обстоятельствам.

Новорожденный ребенок, приходя в мир, обладает только безусловными рефлексами, условные вырабатываются у него только с возрастом. Некоторые безусловные рефлексы, возникнув в первые часы рождения, остаются с человеком на всю жизнь. Примером могут служить глотательный рефлекс, отвечающий за автоматический механизм глотания, роговичный, вызывающий мигание при легком касании роговицы глаза, и сухожильный, когда после удара молоточком по сухожилию происходит сокращение мышц (на приеме у невролога).

Другие безусловные рефлексы утрачивают свое значение в течение первых нескольких месяцев жизни малыша. Однако они играют большую роль для его здоровья и правильного развития. Приходя на прием к педиатру, мамочки часто видят, как врач, осматривая младенца, производит загадочные манипуляции, которые не всегда нравятся ребенку. Не все знают, что действия специалиста направлены на оценку наличия у ребенка необходимых для его возраста безусловных рефлексов.

Провести такую оценку каждая мама может и самостоятельно.

Врачи делят рефлексы новорожденных на несколько групп. Одну из самых главных, включающую в себя рефлексы, отвечающие за питание малыша, называют оральной (ротовой). К оральным рефлексам относят сосательный, хоботковый, поисковый и ладонно-ротовой.

Все рефлексы новорожденного

Сосательный рефлекс возникает с первых минут и сохраняется в течение всего первого года жизни малыша. При попадании в рот младенца любого предмета (пальца, соски, материнской груди) малыш начинает воспроизводить сосательные движения губами и языком.

Хоботковый рефлекс представляет собой складывание губ младенца в маленький «хоботок» в ответ на легкое касание их маминым пальцем. Данный рефлекс возникает как непроизвольное сокращение мышц рта малыша, он наблюдается до 3 месяцев развития.

Поисковый рефлекс новорожденного Куссмауля также основан на поиске малышом материнской груди. Для того чтобы проверить его наличие, маме нужно ласково прикоснуться пальцем к уголку рта малыша. Такое касание должно подвигнуть ребенка к поиску «груди»: нижняя губка малыша открывается, язык и губы тянутся к пальцам мамочки. Этот рефлекс должен работать в течение первых 3-5 месяцев.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина проявляется при легком надавливании на ладошку малыша подушечками пальцев. Малыш открывает рот и тянет голову к тому, кто проводит тест. Обычно этот рефлекс сохраняется в течение первых 2-3 месяцев жизни младенца.

Следующая группа рефлексов в среде медиков называется спинальной, к ней относятся двигательные рефлексы, среди которых защитный, хватательный и другие.

Защитный рефлекс у новорожденных младенцев проявляется, когда малыша кладут на животик. При правильном развитии он должен сразу же повернуть головку в сторону. Благодаря формированию такого безусловного рефлекса малыш защищает себя от недостатка воздуха при неудобной позе. Вырабатывается такое рефлексивное поведение с первых часов жизни малыша.

Ребенок приходит в мир, уже владея рефлексом ползания, который на 4 месяце исчезает. Рефлекс ползания Бауэра тоже проявляется в позиции, когда ребенок лежит на животе. Если мама приставит к стопам малыша ладонь, он попытается оттолкнуться от нее, таким образом, немного продвинувшись вперед.

Рефлекс опоры возникнет, если «поставить» новорожденного в вертикальное положение, так чтобы его стопы прикасались к какой-нибудь горизонтальной поверхности. В таком положении ребенок должен автоматически выпрямить ножки. Если мама немного наклонит малыша вперед, то он сразу начнет «переступать». Таким образом, работает рефлекс автоматической ходьбы. Если ребенок поджимает ножки, скрещивая их, то, скорее всего, у младенца немного повышенный тонус приводящих мышц бедра. Для первых двух месяцев жизни ребенка это вполне допустимо, однако если рефлекс не восстанавливается в более позднем возрасте, следует обратиться к педиатру. Врачи чаще всего советуют делать таким малышам специальный массаж.

С рождения до 4 месяца жизни у малыша присутствует хватательный рефлекс. Он основан на том, что ребенок сжимает в своей ручке все, что в нее попадает. Исторически этот рефлекс позволял детенышам млекопитающих цепляться за мать. Сопровождающий его рефлекс Робинсона состоит в том, что новорожденного малыша, цепко схватившегося за материнские пальцы, смело можно поднять в воздух. Он не отцепится и будет стойко держать свое тело.

Рефлекс Галанта обнаруживается при изгибании спинки новорожденного, когда проводят рукой снизу вверх по паравертебральной области (1-1,5 сантиметра от позвоночника). Малыш выгибает спинку дугой, раскрытой в сторону раздражителя. Этот рефлекс сохраняется, пока ребенок не достигает возраста 3-4 месяцев, а затем исчезает.

Самой неприятной проверкой для новорожденного является установление его реакции на рефлекс Переза. Процедура эта включает проведение легким нажатием пальца от копчика к шее по остистым отростками позвоночника малыша, лежащего на животе. В качестве реакции малыш разгибает туловище, сгибает ручки и ножки, поднимает голову, кричит, плачет, возможно, даже мочеиспускание. Врачи такую «проверку» устраивают чаще всего в самом конце.

При помощи резких движений, например, хлопков по поверхности, на которой лежит малыш, недалеко от его головы, можно установить наличие или отсутствие рефлекса Моро. Реагировать на такое раздражение ребенок должен следующим образом: сначала он разводит ручки в стороны, раскрывая кулачки, а затем прижимает их к груди, как бы обхватывая себя руками.

При рождении природа обеспечила малыша большим количеством безусловных рефлексов, большинство которых уходит за ненадобностью. Остаются наиболее важные, те, которые помогут ребенку правильно развиваться и избегать опасностей.

Автор:  Анастасия Ильченко